Нашумевший роман Дмитрия Глуховского получился настолько глубоким и захватывающим, что стал бестселлером — его уже переводят на 30 языков мира


Писатель Дмитрий Глуховский, завоевавший миллионы читателей серией постапокалиптических романов «Метро», где действие происходит в не очень отдаленном, но будущем, два года назад неожиданно выпустил в свет роман «Текст».

В нем все описанное происходит в наши дни. По этой книге в одном из ведущих столичных театров был поставлен спектакль, а вот теперь снимают фильм. За экранизацию взялись две серьезные компании: видеосервис «START» и кинокомпания «Централ Партнершип».

Александр Петров и Иван Янковский в экранизации романа «Текст»

Режиссером «Текста» стал Клим Шипенко

В режиссерском кресле — Клим Шипенко, прославившийся кинолентой «Салют-7». В главных ролях — Александр Петров, Иван Янковский, Кристина Асмус, Виталий Хаев и другие известные актеры.

Окно в чужую жизнь

Действие происходит в современной Москве. Главный герой, 27-летний Илья Горюнов (его играет Александр Петров), бывший студент-филолог, семь лет отсидел в тюрьме по ложному обвинению в распространении наркотиков (их ему подбросили в одном из ночных клубов столицы). С помощь социальных сетей он находит страницу Петра Хазина (эта роль досталась Ивану Янковскому), который и отправил его за решетку, подкинув наркотики. Видя на фотографиях довольное лицо человека, сломавшего ему жизнь, герой решает отомстить.

Александр Петров и Иван Янковский в экранизации романа «Текст»

Александр Петров на съемках фильма «Текст»

Совершенно случайным образом у Горюнова оказывается телефон его обидчика с доступом к фотографиям и видео, переписке с родителями и любимой девушкой Ниной (эту роль исполняет Кристина Асмус), к странным переговорам с коллегами (Хазин по сюжету работает в службе, которая борется с теми, кто распространяет наркотики). Теперь Илья, выдавая себя за Петра, может разыграть свою программу мести….

— Я сразу согласился на работу с этим фильмом, не раздумывая, — сказал нам режиссер Клим Шипенко. – Я прочел сценарий, мне понравился материал. Потом я прочел и само произведение — и понял, как можно доработать этот сценарий и снять фильм…

Треугольник судьбы

Кастинг на главные мужские роли был недолгим. Режиссер с самого начала примерно представлял, кто бы мог сыграть героев романа.

— Мы достаточно быстро определились с Сашей Петровым, и он сразу согласился, — продолжает Шипенко. — Иван Янковский тоже был первым нашим выбором, на роль Петра Хазина мы никого другого даже не рассматривали – я, еще когда читал сценарий, понял, что этого персонажа должен сыграть только он. Для Ивана тоже проблемы выбора не стояло.

Александр Петров и Иван Янковский в экранизации романа «Текст»

Одну из ролей в фильме исполняет Виталий Хаев

— Мне дико понравился сценарий — я не помню, чтобы что-то подобное у нас в стране видел, — рассказал нам Янковский.

— Очень захотелось сыграть именно Петю. И хотя я не раз заявлял, что мне не интересно играть мажоров в кашемировых пальто и дорогих часах, и раньше от таких предложений всегда отказывался, но тут был совершенно иной случай. И в том, что мне предстоит сыграть отрицательного персонажа, я не вижу ничего плохого: ведь все, чьим мнением я дорожу, прекрасно знают, что в жизни я совсем другой!

Главную женскую роль, как мы и сказали, отдали Кристине Асмус. Примечательно, что спектакль по роману «Текст» был поставлен на сцене Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой, и Кристина Асмус как раз играет в нем Нину — как и сейчас в фильме.

— Кристина убедительно прошла пробы, — поясняет нам Клим Шипенко. — Никакой связи со спектаклем тут нет — наоборот, я достаточно спокойно отнесся к тому, что она в нем занята. Но то, что я увидел на пробах, меня убедило, что эту роль надо отдать именно ей.

Кстати, половина людей, занятых в эпизодах – не актеры. Это было одной из сложных задач для режиссера: поместить героев в реальную атмосферу сегодняшнего города, чтобы главные персонажи взаимодействовали с обычными людьми, которых можно встретить на улице – таких, как мы с вами.

Автора «Метро» отправили в метро

Небольшая роль досталась и автору произведения и сценария – Дмитрию Глуховскому.

Александр Петров и Иван Янковский в экранизации романа «Текст»

Александр Петров и Дмитрий Глуховский на съемках «Текста»

— Там есть эпизод, когда главный герой, Илья Горюнов, едет в метро, смотрит в телефон, а рядом с ним — пассажир, который заинтересованно вглядывается в экран смартфона — поясняет нам режиссер. – Мне показалось, что будет интересно и в каком-то смысле даже символично, если эту маленькую роль сыграет автор, который в этой сцене как бы встречает в жизни героя своего романа.

Чтобы осуществить эту идею, режиссеру пришлось убеждать автора.

— Честно говоря, я и не думал появляться в кадре, но Клим уговорил, — признался нам Дмитрий Глуховский. — Сказал мне, что фильм будет неполным без камео автора (камео – эпизодическая роль, часто автобиографическая, которую играет известный человек. – Прим. авт.). Играю я не совсем себя, а просто случайного человека — в книге есть такая сцена. И Клим сказал: «Ну, это же метро! Кто, как не ты?!» (Шипенко тут явно имел в виду, что Дмитрий Глуховский – авто бестселлеров «Метро». – Прим. авт.). И я понял: да, этот крест – мой, надо нести…

Александр Петров и Иван Янковский в экранизации романа «Текст»

Снимать приходилось в реальных условиях. Например, среди обычных пассажиров в метро

Эпизод – казалось бы, простой — оказалось достаточно сложно снять технически, так как действие происходит в метро, в толчее, где большинство людей – обычные пассажиры. Но съемочная группа справилась с этой задачей.

Скрытой камерой


Как рассказывает режиссер, именно погружение в окружающую реальность и было самой трудной – с технической стороны – задачей.

— Мы снимали в «живых» условиях, — поясняет Шипенко. — Вокруг нас ходило 500 человек обычных людей, не из массовки, а камеру мы прятали в сумочку — как будто несем собачку. Мы работали на центральных площадях, в метро, в электричках, на вокзалах… При этом Сашу Петрова, который сейчас — самый известный актер в России, все узнавали, походили фотографироваться, брать автографы… Люди же не видели, что мы снимаем кино. Приходилось делать много дублей. Так что — да, мы работали без массовки, погружали актеров в реальную атмосферу наших дней, пытались именно в ней сделать то, что нам нужно. Мы на это пошли в силу концепции — стремясь максимально приблизить нашу историю с очень жесткой драматургией к реальности.

На Мальдивы ради фото в телефоне

Съемки фильма проходят в Москве, а также в подмосковном Дзержинском. И еще немного — на Мальдивских островах: на время съемочной группе вместе с Иваном Янковским и Кристиной Асмус пришлось переместиться в жаркие края.

Александр Петров и Иван Янковский в экранизации романа «Текст»

Рабочий момент съемок

— На самом деле мы работали на островах всего лишь несколько дней, — рассказал нам Шипенко. – Там были сняты сцены, которые главный герой видит в чужом телефоне. Он смотрит, как человек отдыхал, любил, веселился в каком-то райском месте — а он при этом сидит в занюханном подъезде, докуривает окурки… Это было необходимо для контраста. Мы снимали все сцены на телефон, поэтому сложной аппаратуры не было, и каких-то проблем не возникло. Конечно, прилетать в такие райские места и большую часть времени проводить за работой – сильное издевательство над собой. Но, как говорится, искусство требует жертв! (Смеется.)

Ну держись, Саша Петров!

А Александр Петров признается, что самое трудное для него на съемках – не вносить никакой «отсебятины».

— С Климом Шипенко мы «договорились на берегу», что все будет максимально просто, – рассказал нам Саша. — Он перевернул мое сознание уже тем, что принял предложение снимать эту картину. Не забывайте: он же перед этим снимал «Салют-7», там — сложнейшая компьютерная графика, он получил за него множество наград! У меня тоже был опыт съемок в дорогостоящем масштабном кино. А здесь нужно просто снять то, что есть – без всяких тебе спецэффектов. Тут история — простая и сильная в смысле драматургии — сама по себе работает. И, наверное, самое сложное для меня было как раз ничего не придумывать.

Александр Петров и Иван Янковский в экранизации романа «Текст»

В кадре Александр Петров

— Я же всегда стараюсь что-то придумать, привнести в образ героя какие-то штрихи, какие-то действия, на записанные в сценарии — а здесь нужно себя на каждом шагу сдерживать и идти за режиссером, не задавая лишних вопросов… Как мне кажется, я давно в нашем кино не видел таких историй — простых, без перенесения в другое время или в другое тело, не связанных с сюжетами мировых блокбастеров. Но и не встречал ни одного человека, который, прочитав роман «Текст», мог бы сказать: «Ой, да ну — какая-то ерунда!» Книга действительно очень сильная, и на всех нас лежит большая ответственность, чтобы этот роман не испортить, не подвести автора и его книгу. Но мы постараемся…

Фотографии кинокомпании «Централ Партнершип» и видеосервиса «START»

Александр Петров и Иван Янковский в экранизации романа «Текст» опубликовано: Август 19th, 2019 авторство: Яна Невская