Время сломанных судеб

Попасть из нашего века в век минувший оказалось довольно просто. Достаточно побывать на площадке нового многосерийного фильма «Мятеж», который снимает Киностудия КИТ по заказу Первого канала. Работа над сценами бала идет в декорациях, специально выстроенных для этих съемок в ангарах бывшего литейно-механического завода на юго-востоке Москвы. Юноши в форме кадетов и фраках, девушки в вечерних платьях с прическами, знакомыми по фото начала прошлого века, начинают танцевать под музыку сразу после команды режиссера: «Мотор!»

О чем кино

Историю о восстании 1918 года в Ярославле снимает режиссер Сергей Пикалов («Не родись красивой», «Второе дыхание», «Нянька»). Восстание, вспыхнувшее в июле 1918 года, вдохновили эсеры во главе с небезызвестным Борисом Савинковым. Это было белогвардейское выступление с целью ликвидации большевистской диктатуры, восстановление политических и экономических свобод. К восстанию в Ярославле примкнули офицеры и добровольцы. Как известно из истории, оно было жестоко подавлено. Но картина — не про смерть, кровь и жестокость. В центре сюжета «Мятежа» — семь лет из жизни купеческой дочери Елизаветы Журавлевой: от 18-летия в 1914 году до 1921 года, когда она была арестована ЧК. Любовь к бедному курсанту Владимиру Сычеву, ненависть к распущенному капитану Николаю Крушевскому, за которого девушку, против ее воли, отдали замуж… На допросе в ЧК Лиза и рассказывает историю Ярославского восстания — так, как она его увидела. Тем самым создатели проекта намекают нам, что это не документальное кино, а взгляд обычного человека на исторические события, очевидцем и участником которых ему довелось быть.

Исторический телевизионный проект «Мятеж»

Режиссер Сергей Пикалов репетирует с актерами сцену бала

Актеры и роли

Как нам рассказал режиссер картины Сергей Пикалов, на главные роли актеров отбирали долго и тщательно.

— Мы самого начала имели четкое представление о том, какими должны быть занятые в нашем фильме актеры, чтобы соответствовать создаваемым образам, — рассказал нам режиссер. – Важны были не только физические данные, но и внутренний мир, и умение передать сложные душевные переживания. Много поступков наших героев основано на чувствах, на эмоциях.

По итогам кастинга главная роль Елизаветы Журавлевой досталась актрисе Любови Аксеновой, ее брата сыграет Павел Табаков. В роли супруга Елизаветы князя Николая Крушевского — Юрий Чурсин, а возлюбленного героини — разорившегося дворянина Володю Сычева — играет Алексей Бардуков.

Исторический телевизионный проект «Мятеж»

Роль главной героини Елизаветы досталась Любови Аксеновой

Кроме того, в фильме задействован Сергей Никоненко – ему предстоит на время стать богатым купцом, а Сергей Шакуров исполнит роль отца Николая Крушевского. Снимаются в фильме также Сергей Степченко, Наталья Карпунина и многие другие актеры и актрисы.

Где снимают

Кроме столицы, съемки «Мятежа» проходили в Ярославле и Костроме.

— К сожалению, превратить современный город в тот, который был стол лет назад, просто невозможно, — говорит Сергей Пикалов. — Нам даже на набережной приходилось какие-то объекты во время некоторых сцен маскировать. Конечно, придется для воссоздания исторической обстановки использовать компьютерную графику.

На литейно-механическом заводе, куда нас пригласили, построено несколько домов, в которых живут герои и происходят какие-то события фильма. Как похвастались нам создатели проекта, все декорации были возведены всего за несколько недель.

— Несколько сцен снимали в музеях, — рассказал нам режиссер. – Плюс этих съемок в том, что там находятся реальные предметы той исторической эпохи, но минус в том, что эти предметы нельзя трогать и не дай бог поломать. Многие сцены нам просто не позволили снимать, потому что можно случайно что-то повредить. Поэтому в таких местах мы ограничилась просто общими планами.

Исторический телевизионный проект «Мятеж»

Ярославль прошлого века пришлось снимать в заповедных уголках Ярославля и Костромы, остальное «дорисует» компьютер

Предметы прошедшего времени

Множество различных вещиц, которые передают характер той эпохи, пришлось воссоздавать по старинным фотографиям. Причем речь идет не только о каких-нибудь шкатулках или пудреницах, а и о вещах крупногабаритных и движущихся: телегах, каретах и даже большом дилижансе, который спроектировали и смастерили специально для этого проекта.
Перед началом съемок режиссер Сергей Пикалов внимательно изучил документы, рассказывающие о тех событиях. На съемочной площадке присутствуют и консультанты- историки: специалисты по военному и по гражданскому костюму того времени, специальные реконструкторы, которые постоянно подсказывают, что и как должно выглядеть, учат обращаться с предметами, давно вышедшими из употребления на площадке.

Окунуться в историю

— Это не первый для меня исторический проект, — рассказал нам Павел Табаков, который был в этот день задействован на съемочной площадке (как мы помним, он не так давно блеснул в фильме «Дуэлянт», где, кстати, также играл брата главной героини). — Я люблю это время: конец XIX — начало XX веков. Мне нравится читать художественные произведения того периода, смотреть документальные фильмы о тех событиях. И я практически сразу согласился на участие в этом проекте: сценарий увлек меня моментально! Кроме того, мне очень хотелось поработать с Юрием Чурсиным, которого я давно знаю.

Исторический телевизионный проект «Мятеж»

Юрий Чурсин в роли Николая Крушевского, ссадина на лице – это грим

Актер Алексей Бардуков тоже признался, что давно интересуется событиями того времени.

— Меня в первую очередь привлекла историческая канва фильма: жизнь и действия людей на фоне переломных для нашей страны событий, — рассказал нам Алексей. – Всегда интересно окунуться в прошлое, попробовать понять людей, которые вершили историю: их мысли, их надежды, мотивы их поступков. Мой персонаж по ходу сюжета полностью меняется. В начале истории зрители видят его молодым романтичным курсантом, будущим офицером, у которого вся жизнь впереди. Он влюблен и ему кажется, что только так и может быть. И вскоре в его открытое сердце и душу вонзают нож и вся его жизнь идет под откос. И все его приоритеты переворачиваются.

Время максималистов

Сергей Никоненко сегодня тоже на съемочной площадке. В перерывах между съемками он кутается в пуховик: прогреть огромный павильон зимой практически невозможно.

— Я наконец-то дождался хорошего предложения с отличной драматургией, — говорит нам Сергей Петрович. – Кстати, это для меня – 222-я роль, некий юбилей. Мне прекрасно работается с молодыми актерами. После съемок говорю Паше Табакову: «Передавай привет родителям», — я ведь работал и с Олегом, и с Мариной, они оба такие замечательные, душевные люди, и прекрасные актеры.
Сергей Шакуров перед началом съемок повторяет свою роль. Он в строгом костюме, загримирован: появились бакенбарды, усы и борода. И хотя фотографироваться категорическми отказался, но побеседовать согласился – жаль только, что нас есть всего пара минут до начала съемок, а так хочется поподробнее расспросить актера об этом проекте.

Исторический телевизионный проект «Мятеж»

Сергей Никоненко за рабочим пультом режиссера смотрит только что отснятую сцену

— Вы знаете, люди тогда были совершенно другие — абсолютно не похожие, на тех, которые сейчас нас окружают, — говорит Сергей Каюмович. – Я уже «окунался» в это время, когда снимался у Андрея Кончаловского в «Сибириаде», и эту тему очень хорошо знаю. Поэтому и бороду с усами мне уже приходилось носить. Ведь в то время это было модно. Вроде как бы без бороды и усов ты не человек. Да и сама ситуация вся эта — революционная, предвоенная — не похожа ни на одну историю никакой другой страны. Не было никакой середины: или красное — или белое. И все поступки людьми совершались по одному принципу: все — или ничего! Это было время максималистов. И мы в нашем фильме постараемся все это воспроизвести.

В эфир на Первом канале фильм «Мятеж» планируется выпустить в следующем телесезоне.