История любви и ненависти двух непохожих людей, которые впервые встретились еще в детстве, в советской Литве 40-х годов

Главному герою чудом удается избежать смерти, чтобы вернуться в дом, где родился. В дом, в котором теперь живет любовь всей его жизни. Но надежда на счастье оборачивается страшным открытием. Его возлюбленная – дочь его врага…

Сюжет фильма «Холодное танго»

История начинается в июне 1941 года, когда маленький литовский городок оккупируют немцы. Максу с мамой и младшей сестрой Лией приходится покинуть родной дом. Их семья оказывается в еврейском гетто, но мальчику удаётся бежать. Под покровом ночи Макс возвращается в родной дом и узнает, что в нем уже поселилась литовская семья.
Отец литовского семейства Винцас поначалу принимает беглеца в штыки, но все-таки решает не выдавать его немцам. Здесь, в «родном-чужом» для Макса доме, зарождается его детская любовь к дочери Винцаса – белокурой Лайме. Этой преданной и беззаветной любви предстоят большие испытания, выпавшие на долю уже повзрослевших героев.

Историческая драма Павла Чухрая «Холодное танго»

Ася Громова в роли Лаймы в детстве и Елисей Никандров в роли Макса

Война, нелегкая жизнь в детском доме под Ленинградом, изнурительная работа на заводе в российской глубинке – ничто не могло заставить Макса забыть Лайму. В конце 40-х годов Макс (актер Риналь Мухаметов), искренне любящий свою Родину, возвращается в родной город. Он вновь находит Лайму (роль исполнила Юлия Пересильд), но она совсем не похожа на девочку из его воспоминаний…
В голодной послевоенной Литве неспокойно, счастливый финал истории кажется немыслимым. Обоим героям предстоит сделать непростой выбор между традициями, убеждениями и предрассудками, на которые наложил отпечаток самый страшный катаклизм двадцатого века – Вторая мировая война.

Слово режиссера Павла Чухрая


Несколько лет назад я прочитал повесть Эфраима Севелы «Продай свою мать». Человеческие характеры, напряжённый сюжет, полная драматизма любовная история, накрепко связанная с драматическими событиями двадцатого века, не оставили меня равнодушным.
Историческая драма Павла Чухрая «Холодное танго»

Павел Чухрай и Риналь Мухаметов на съемках фильма «Холодное танго»

Меня всегда занимала проблема личности в тоталитарном, авторитарном государстве. И то, как различные государственные устройства (социализм, фашизм), чтобы сохранить власть, манипулировали людьми, как людей натравливали друг на друга, как их сознательно разобщали. Мне важно и интересно говорить в кино о том, что было испытанием во все времена и что будет нелегко всегда – о том, как трудно оставаться человеком, и жить в согласии со своей совестью

В фильме я пытаюсь рассказать о том, как репрессивная машина фашизма не только уничтожала людей, но как она стравливала выживших. Стравливала по национальному, расовому признаку, … как она ломала души и судьбы даже неплохо приспособившихся к ней людей.

Историческая драма Павла Чухрая «Холодное танго»

Павел Чухрай на съемочной площадке фильма «Холодное танго»

В нашем фильме мы расскажем и о том, что и после страшной Второй мировой войны, в послевоенном Советском Союзе, по сути, проблемы перед обычным, маленьким человеком остались те же. Ведь очень трудно, почти невозможно оставаться честным, гуманным, добрым если ты идёшь на службу тоталитарной «машине зла». И даже когда ты не сотрудничаешь с ней впрямую, когда ты всего лишь ищешь с ней компромисс, тебе невозможно жить в согласии со своей совестью. И это может разрушить твою личность, твою судьбу, твою любовь

О кастинге на главные роли фильма «Холодное танго»

Юлия Пересильд утверждает, что Павел Чухрай и Сабина Еремеева изначально не видели её в этой истории. «Сейчас я могу утверждать это с уверенностью, – говорит она. – В этом, конечно, есть своя логика: главная героиня – литовка. Наверное, проще было бы взять литовскую актрису, которая естественно и легко передала бы свою национальную принадлежность, прибалтийский характер, знакомый многим колорит».

Историческая драма Павла Чухрая «Холодное танго»

Юлия Пересильд исполнила роль Лаймы в фильме «Холодное танго»

Но Юлия не из тех, кто так просто сдается. Она ходит на пробы, сама часто просит их организовать. Здесь было так же. «Я ходила, пробовала, – вспоминает актриса. – И в какой-то момент поняла, что мне с Павлом Григорьевичем очень здорово, просто раз – и полетела».
При этом в начале проб актриса даже не знала, с чего начать, как подступиться к этой роли: Это совсем не я – абсолютно другой человек, ко мне прямого отношения не имеющий. Это холодная, достаточно наглая, насквозь пропитанная болью и ни во что не верящая женщина. Такая неблизость меня и зацепила.

У меня был аппетит к сложным ролям, а после съемок он стал еще острее. Мне очень хочется посмотреть фильм, чтобы увидеть, какой меня сделал Павел Григорьевич

Пробы были настолько же мучительны и для исполнителя главной мужской роли – Риналя Мухаметова.
Кастинг был весьма непростой. Мы обменялись с Павлом Григорьевичем телефонами, вели редкую беседу из серии «все в порядке». А потом он позвонил со словами: «Риналь, здравствуйте. Мы определились, это будете вы». Материал был сложный, пробы – затратные, поэтому я очень обрадовался. До этого момента у меня не было таких серьезных ролей, и я понял – раз уж это происходит, значит, есть в этом внутренняя необходимость, время пришло. И я ответил: «Спасибо, очень рад, что все это было не зря»

Историческая драма Павла Чухрая «Холодное танго»

Исполнитель главной мужской роли – Риналь Мухаметов

Потом были пробы, потом пробы с Павлом Григорьевичем. Я не понимал, прошли ли они плохо или хорошо. Потом были пробы с Юлей Пересильд… Через пару дней вновь позвонил Павел Григорьевич и говорит: «Риналь, здравствуйте. Мы подумали, все-таки, наверное, нет. Вы очень молоды, а возраст нам важен». Я постарался легко ответить, сказал: «Окей, все понятно, хорошо». Это было очень неловко: кажется, что – вот, тебе что-то такое интересное сейчас предстоит, а потом оказывается, что нет – не ты, не с тобой все это происходит.

Проходит время, достаточно много времени. Звонит мне непосредственно сама продюсер – Сабина Еремеева: «Риналь, здравствуй. Я, конечно, понимаю все, ты дико устал, наверно, перенервничал, но мы решили, что это будешь ты. Ты не очень зол? Как ты на это смотришь?» Я сказал, что я очень хочу, чтобы получилось это кино, и случилась эта история. Я задал вопрос: «А это уже финальное решение?», и получил ответ: «Надеюсь, да». Я понял уже тогда, что все будет не просто

Говорит режиссер фильма «Холодное танго» Павел Чухрай

С Гармашом у меня давние дружеские и творческие отношения, – добавляет режиссер. – Я просто преклоняюсь перед этим артистом. Он всегда мне очень помогает во время съёмок. Не говоря уже о таланте и харизме, это просто очень умный и глубокий человек. К его мнению, его советам я прислушиваюсь не только в том, что касается роли, но и в отношении общей концепции фильма. И конечно, для меня важны его предложения по конкретной роли, они всегда интересны.

Историческая драма Павла Чухрая «Холодное танго»

Сергей Гармаш в роли коменданта Таратуты в фильме «Холодное танго»

Иногда это обдумано им заранее, иногда предлагается спонтанно, во время работы на площадке. К примеру, фраза, которая звучит в финале фильма, предложена им. Он её предложил ещё в процессе работы над сценарием, как «присказку», свойственную его персонажу. Я её вставил в паре мест ещё в сценарий и, в том числе, в самый финал фильма. Без фразы: «Эх, Родина, что ж ты такая строгая?! Не пожалеешь, не простишь!», без этого его крика в открытое морское пространство, я уже не могу представить наш фильм

О съемках и импровизации


Буквально в первую встречу Чухрай предупредил Пересильд о том, что ей придется петь. «Я очень хотела этого, просто должна была петь, – признается актриса. – Сказать мне, что я буду просто открывать рот под голос другой певицы, – причинить мне самую жуткую боль, какую только можно придумать. Я всю жизнь хотела петь, с самого детства. Пение и песня – для меня это главное творческое счастье. Многие роли я понимаю и погружаюсь в них через мелодию или песню. Это всегда срабатывает безошибочно, создает необходимый эмоциональный настрой».
Историческая драма Павла Чухрая «Холодное танго»

Юлия Пересильд в фильме Павла Чухрая «Холодное танго»

Но в процессе работы над озвучанием сцен и записи песен в студии, у Юли возникли проблемы с голосовыми связками, ведь она параллельно фильму интенсивно работала в театре, играла много спектаклей. Короче — перетрудила голос.
Говорит режиссер Павел Чухрай:

Нам даже пришлось несколько раз отменять смены озвучания эпизодов с её участием, снятых на натуре. В этой ситуации музыкальный редактор нашего фильма уговаривал меня пригласить на запись песен вместо Юли, хорошую профессиональную певицу с близким по тембру голосом. Вы знаете, так часто делается в кино. И мы тоже попробовали это сделать. Но манера пения, стиль времени, та необходимая гамма чувств, которую могла передать и передавала своим голосом Юля, оказались совершенно невосполнимы. И мы приняли решение: ждать Юлиного выздоровления. Ещё, и ещё раз переписывали песни в исполнении самой Юли, пока голос её не окреп и не дал необходимое качество. Я считаю, что она справилась с этим блестяще, и ровно так, как это требовалось в нашем фильме

Историческая драма Павла Чухрая «Холодное танго»

Риналь Мухаметов в фильме Павла Чухрая «Холодное танго»

«Как я отношусь к актёрской импровизации в процессе съёмок? Я люблю и ценю импровизацию, – говорит Павел Чухрай, – она придаёт живость, и очень часто – необходимую достоверность актёрской работе. Тем не менее, я считаю, что как режиссер, я вправе принять или отвергнуть импровизацию актёра. Даже очень яркая и талантливая, она может оказаться лишней и чрезмерной в общей ткани фильма. Понять это вовремя – целиком ответственность режиссёра. Кроме прочего, есть разная актёрская психика. В одном актёре репетиции и повторы дублей убивают искренность, свежесть эмоций. Такому актёру импровизация бывает необходима. Другому необходимо тщательное, постепенное освоение предстоящей сцены, понимание поведения своего героя до мельчайших подробностей. Это различие в актёрском устройстве, по-моему, известно каждому профессионалу, работающему с артистами, и я в этом случае совсем не открываю Америку»

Картина выходит в широкий кинопрокат в памятную для нашей страны дату 22 июня 2017 года